в картах смазки
всех основных производителей техники:
Для чего?
Срок эксплуатации двигателя, заявленный производителем, можно пройти только при использовании смазочных материалов того же поколения, полностью соответствующих по эксплуатационным свойствам конструкционным особенностям двигателя и условиям работы.
Ресурс работы двигателя зависит от качества моторного масла. При применении масла высокого качества и предназначенного для данного типа двигателя ресурс работы двигателя увеличивается в 2-3 раза.
Выбор оптимального моторного масла в условиях современного рынка осложняется обилием ассортимента и наличием нескольких систем классификации и маркировки.
Моторное масло выполняет три основные функции — смазывает, охлаждает и очищает детали двигателя. Моторное масло состоит из базового масла и присадок. Качество товарного масла (поступающего в продажу) зависит от типа исходной нефти, способа получения базового масла, глубины химической очистки. Базовые минеральные масла производятся нефтеперерабатывающими заводами, принадлежащими крупным нефтекомпаниям (ExonnMobil (ESSO), Chevron (Texaco, Caltex, Unocal, Gulf), BP (Castrol, Aral), Shell (Motiva), TotalFinaElf, ConocoPhilips, Petro-Canada… ), так как для управления производством и его совершенствования требуется крупный финансовый капитал и научный потенциал. Смешение базовых масел с присадками является относительно несложным технологическим процессом и может быть осуществлено на небольших маслосмесительных заводах. Они покупают базовые масла и присадки, смешивают их, расфасовывают и поставляют на рынок под своим фирменным названием.
Присадки и их наборы (пакеты) поставляются на рынок компаниями химической промышленности в большом ассортименте; часто эти пакеты полностью готовы для получения масла определенного уровня качества. Крупные нефтяные и химические компании (Chevron Oronite, Motiva, BASF, Chev-ronPhillips, Infinium, …) разрабатывают оригинальные присадки, применяют их в своих продуктах и тем самым имеют больше возможностей по усовершенствованию качества, чем мелкие. Самые со-временные масла крупных нефтекомпаний считаются лучше, чем масла такого же класса мелких производителей.
Процесс создания и представления нового масла с улучшенными характеристиками является сложным и дорогостоящим. Крупная нефтекомпания разрабатывает новый продукт нового, будущего класса качества, как правило, в сотрудничестве с крупнейшими автопроизводителями. И этот процесс совместной работы продолжается годами. Считается, что стоимость представления на рынок нового смазочного материала стоит около 3 000 000 долларов США. Такой продукт отличается новыми эксплуатационными свойствами, превышающими по крайней мере одно поколение существующего класса качества и некоторое время находится вне конкуренции. Очевидно, что мелкие компании по производству масел из-за отсутствия научно-технического потенциала и средств не в состоянии представить на рынок существенно новый продукт. Продукт крупной нефтекомпании отличается и большей степенью гарантии высокого качества и постоянством показателей качества. Так как свои собственные нефтепромыслы имеют и нефтеперерабатывающие заводы, это позволяет им применять базовые масла и другие компоненты постоянного состава и свойств. В то время как мелкие производители чаще всего занимаются только смешиванием компонентов масел, покупаемых от других компаний, и не могут гарантировать постоянства показателей качества. После изменения компонентов или поставщиков компонентов, необходимо заново проверять соответствие масла определенному классу, что довольно дорого и недопустимо для мелких производителей.
Функции моторного масла
Если моторное масло отвечает требования производителя двигателя, то оно выполняет следующие функции:
Смазывание
Первичная функция моторного масла — оно должно смазывать относительно перемещающихся деталей двигателя. Масло формирует гидродинамическую пленку между металлическими поверхностями, предотвращая контакт «металл-металл» и уменьшая трение. Когда масляная пленка недостаточно прочна, чтобы предотвратить контакт «металл-металл», происходит следующее:
- вследствие трения сильно возрастает температура;
- происходит схватывание (приваривание) двух твердых тел пары трения;
- полное заклинивание деталей.
Противозадирные свойства
Современные масла содержат противозадирные присадки. В местах наибольшего трения, эти присадки разлагаются с выделением активных элементов, которые реагируют с металлом и образуют на его поверхности сульфидную, хлоридную, фосфидную пленку (пленку твердой смазки). Эта пленка является более стойкой к нагрузке, чем пленка масла.
Моющие свойства
Способность смывать загрязнения внутри двигателя является одной из важнейших характеристик современного масла. Чистыми должны быть кольцевые канавки поршней, чтобы кольца не теряли подвижность, сами поршни, чтобы обеспечить отвод тепла, масляные каналы, чтобы обеспечить подачу масла к деталям, а также клапанный механизм, кулачки и другие трущиеся детали. Ресурс работы масла обусловлен главным образом его моющими свойствами. Отложения и кокс заполняют кольцевые канавки, уменьшая подвижность колец. Лак и смолистые отложения покрывают все остальные детали двигателя, а смолы образуют в картере шлам, который способствует закупориванию масляного фильтра и масляных каналов. Моющие свойства моторных масел оцениваются непосредственно чистотой деталей двигателя и косвенно общим щелочным числом масла — TBN. Для дизельных двигателей в условиях российского дизельного топлива чем больше щелочное число (TBN), тем дольше масло сохраняет свои моющие свойства. (Считаем, что для России минимальное значение TBN свежего моторного масла должно составлять 10 мг КОН/г).
Защита от коррозии
Моторное масло обеспечивает защитный барьер, изолируя металлы, чтобы предотвратить коррозию. Коррозия, как изнашивание, приводит к удалению металла с деталей двигателя (коррозионный износ). Коррозия работает как медленно действующий механизм изнашивания. Продукты коррозии металлов в масле при попадании на поверхности трения способствуют увеличению износа деталей. Качественное моторное масло защищает поверхность вкладышей подшипников и другие детали из цветных металлов от коррозии и коррозионного износа, вызываемых органическими кислотами. Стальные или чугунные стенки цилиндров, поршни и поршневые кольца от ржавления при воздействии водного раствора кислоты защищают аминосукцинаты и сульфонаты щелочных металлов.
Особую роль при подавлении коррозии играют щелочные присадки, особенно в дизельных двигателях. Такие присадки нейтрализуют сернистые соединения, образующиеся при сгорании топлива, предотвращая тем самым процесс коррозии.
Охлаждение
Внутренние детали двигателя нуждаются в охлаждении, которое первичная система охлаждения не может обеспечить. Моторные масла обеспечивают превосходную среду для теплопередачи. Высокая температура передается моторному маслу, контактирующему с деталями двигателя, и только тогда передается первичной системе охлаждения.
Герметизация
Моторное масло действует как «герметик», заполняющий неровные поверхности цилиндра, поршня, стебля клапана и других внутренних деталей двигателя.
Демпфирование
Пленка моторного масла между деталями обеспечивает амортизацию и демпфирование удара. Эффект демпфирования важен в высоконагруженных точках (например, поршень, шатун).
Гидравлическое действие
Масло действует, как рабочая гидравлическая жидкость в пределах двигателя. Примеры этого действия — моторный тормоз и толкатели клапана инжектора (STC).
Присадки
Присадки (синтетические химические соединения) вводятся в базовое масло для улучшения свойств в период эксплуатации и хранения моторного масла.
Присадки очень важны для нормальной работы двигателя. Без присадок даже масло (базовое масло) самого высшего качества не в состоянии защитить двигатель от износа. Основные присадки:
- Моющие (детергенты и дисперсанты), которые предотвращают слипание нерастворимых продуктов окисления и отложение их на деталях двигателя. Щелочные присадки (детергенты) необходимы в маслах для дизелей, с целью нейтрализации серной кислоты, которая образуется при сгорании сернистого топлива. При эффективной работе дисперсантов моторное масло темнеет, а диспергированные мелкие продукты окисления не забивают фильтр и не осаждаются на горячих деталях двигателя.
- Ингибиторы, которые поддерживают стабильную работу масла, препятствуют кислотам в разрушении металлических поверхностей и предотвращают формирование коррозии, когда двигатель не работает.
- Другие присадки помогают маслу в высоконагруженных областях двигателя, предотвращают износ и задир, препятствуют пенообразованию. Моторное масло не должно пениться в результате механического процесса. Пенообразование приводит к повреждению двигателя, подобно масляному голоданию из-за недостаточной толщины масляной пленки.
Правила подбора моторного масла
Первое правило (и основное!)
Моторное масло должно подбираться по рекомендациям производителя двигателя и условиям его эксплуатации. Существует перечень официально допущенных (рекомендованных) моторных масел, содержащийся в карте смазки или инструкции по эксплуатации производителя.
Примеры:
Компания | Продукт | Vis Grade |
---|---|---|
ChevronTexaco Global Lubricants | Chevron RPM Heavy Duty Motor Oil | 15W-40 |
ChevronTexaco Global Lubricants | Caltex DELO 400 Multigrade | 15W-40 |
ChevronTexaco Global Lubricants | Texaco Ursa Premium TDX | 15W-40 |
ChevronTexaco Global Lubricants | Chevron DELO 400 Multigrade | 15W-40 |
ChevronTexaco Global Lubricants | Texaco Ursa Super Plus | 15W-40 |
CHS Inc. | Cenex Superlube TMS | 15W-40 |
CITGO Petroleum Corporation | CITGO CITGARD 600 | 15W-40 |
CITGO Petroleum Corporation | CITGO MYSTIK JT-8 15W-40 | 15W-40 |
Comercial Importadora, S.A. de C.V. | Q S Super Series III | 15W-40 |
Comercial Roshfrans, S.A. de C.V. | VOLTRO DIESEL+ API CI-4/SL | 15W-40 |
Conoco, Inc. | Conoco Hydroclear Power-D | 15W-40 |
David Weber Oil Co. | Gibraltar Super S-3 | 15W-40 |
Deere & Company | Plus 50 | 15W-40 |
Detroit Diesel Corporation | Detroit Diesel Power Guard | 15W-40 |
Exxon Branded Lubricants, ExxonMobil Corp. |
Exxon XD-3 Elite | 15W-40 |
Exxon Branded Lubricants, ExxonMobil Corp. |
Exxon XD-3 Extra | 15W-40 |
Federated Co-Operatives Limited | CO-OP D-MO (Advanced Formula) | 15W-40 |
Federated Co-Operatives Limited | Sonic Master Blend | 15W-40 |
Finning Canada | Surecraft | 15W-40 |
Fuchs Lubricants Co. | Titan Unimax Plus | 15W-40 |
GROWMARK, Inc. | Suprex Gold | 15W-40 |
Gulf Oil International | Gulf Supreme Duty LE 15W-40 | 15W-40 |
Hydrotex | HyFilm MAX | 15W-40 |
Поставщик | Масло (CD или CE) SAE10W, 30, 40, 10W-30, 15W-40 (Масло 15W-40, помеченное звездочкой, является CE) | Смазка (на литиевой основе) NLGI No. 2 | Антифриз, охлаждающая жидкость (на основе этиленгликоля) постоянного типа |
---|---|---|---|
Komatsu | EO10-CD EO30-CD EO10-30CD EO15-40CD |
G2-Li G2-Li-S |
AF-ACL AF-PTL AF-PT (Зима, один сезон) |
AGIP | Diesel Sigma S Super dieselmultigrade * Sigma turbo |
GR MU/EP | — |
AMOCO | * Amoco 300 | Ryxon Premium Grease | — |
ARCO | * Arcofleet S3 Plus | Litholine HEP 2 Arco EP moly D |
— |
BP | Vanellus C3 | Energrease LS-EP2 | Антифриз |
Caltex | * RPM DELO 400 RPM DELO 450 |
Marfak all purpose 2 Ultra duty grease 2 |
AF-охладитель |
Castrol | * Turbomax * RX super CRD |
MS3 Spheerol EPL2 |
Антифриз |
Chevron | * DELO 400 | Ultra-duty grease 2 | — |
Второе правило
Если нет перечня официально одобренных моторных масел, но даны собственные спецификации производителя двигателя (Например: Cummins CES 70078, Caterpillar ECF-1, Volvo VDS-3, MAN 271 и др.), выбираем моторное масло, имеющее данную спецификацию. Обязательно учитываем рекомендации, основанные на температуре окружающей среды (вязкостные характеристики масла).
Третье правило
Если нет перечня официально одобренных моторных масел, нет спецификаций производителя двигателя, но дана международно признанная классификация моторного масла (API, SAE, ACEA, MIL, DIN), выбираем моторное масло, отвечающее данной классификации (спецификации).
Классификация по степени вязкости SAE
Вязкость масла — это основной показатель, который является общим для всех масел. Для двигателя необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы, степени износа, температуры окружающей среды и других факторов. В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации моторных масел является спецификация SAE J300. SAE — это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США. Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах — степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade).
Степень вязкости | Вязкость (cP) при температуре (° C), макс. | Вязкость (cSt) ASTM D 445 t 100° C | High Temperature High Shear Rate Visc. @ 150° C & 100000 sec. |
||
---|---|---|---|---|---|
Cranking ASTM D 5293 | Pumping ASTM D 4684 | Min. | Max. | ||
0W | 6200 при -35 | 60000 при -40 | 3.8 | — | — |
5W | 6600 при -30 | 60000 при -35 | 3.8 | — | — |
10W | 7000 при -30 | 60000 при -30 | 4.1 | — | — |
15W | 7000 при -20 | 60000 при -25 | 5.6 | — | — |
20W | 9500 при -15 | 60000 при -20 | 5.6 | — | — |
25W | 13000 при -10 | 60000 при -15 | 9.3 | — | — |
20 | — | — | 5.6 | 9.3 | >2.6 |
30 | — | — | 9.3 | 12.5 | >2.9 |
40 | — | — | 12.5 | 16.3 | >3.7 |
50 | — | — | 16.3 | 21.9 | >3.7 |
60 | — | — | 21.9 | 26.1 | >3.7 |
Обозначения всесезонных (multigrade) масел состоят из комбинации зимнего и летнего рядов, разделенных знаком «тире» (например, SAE 15W-40).
Степень вязкости SAE помогает определить диапазон температуры окружающей среды, при котором масло поспособствует нормальной работе двигателя — его проворачивание стартером, прокачиванием масла насосом по смазочной системе при холодном пуске, обеспечив подачу масла к удаленным точкам и избежав масленого голодания приводящее к повышенному износу. Надежное смазывание летом, при длительной работе в режиме максимальных нагрузок и скоростей.
При выборе степени вязкости моторного масла следует руководствоваться рекомендациями производителя конкретного двигателя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя — таких, как: степень нагрузок на масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса, максимальные температуры масла в различных зонах двигателя в зависимости от температуры окружающей среды, особенности систем охлаждения.
Пример рекомендации производителя по применению моторных масел, в зависимости от температуры окружающей среды:
Рекомендация Detroit Diesel Co.
Рекомендация Isuzu
Система классификации по назначению и уровням качества – API
Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации была создана система классификации API (API Engine Service Classification System). Эта система создана по инициативе международных организаций нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей с учетом конструктивных особенностей различных типов двигателей и условий их эксплуатации. API-система классификации моторных масел развивалась с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM, SAE.
Следует отметить, что все крупнейшие американские, японские, корейские производители двигателей в своих картах смазки рекомендуют применять моторные масла, ссылаясь на спецификации API. Проверить, имеет ли моторное масло сертификат качества, можно на официальном сайте API — www.eolcs.api.org. Европейские производители ориентируются на спецификации ACEA. В настоящее время высококачественные моторные масла имеют самые высокие допуски как по API (США) так и ACEA (Европа), так и JASO (Япония).
Масла, соответствующие требованиям действующих категорий качества API и прошедшие официальные испытания API и SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark), в котором указаны степень вязкости по SAE и категория качества и назначения по API (см. рисунок).
По системе API установлены две основные категории назначения и качества моторных масел: API S — для бензиновых двигателей; API C — для дизельных двигателей. Условия применения масла (качество) ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите (например, категория API CH-4 «слабее» API CI-4).
- API S состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке:
- API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG — категории признаны недействительными как устаревшие. Выдача лицензий прекращена.
- API SH — масла, предназначенные для бензиновых двигателей автомобилей, выпущенных в 1994 г. и ранее, заменяют масла предыдущих классов. Категория условно действующая, т.к. может быть сертифицирована только как дополнительная к дизельным категориям API C (например, API CF-4/SH).
- API SJ — лицензии стали выдавать с 15 октября 1996 года. Предназначены для бензиновых двигателей автомобилей, выпущенных до 2001 г. Введены дополнительные требования в отношении расхода масла на угар, энергосберегающих свойств и способности выдержать нагрев, не образуя отложения.
- API SL — масла, предназначенные для бензиновых двигателей, выпускаемых с 2001 года, обладающие существенно улучшенными антиокислительными, противоизносными, моющими и энергосберегающими свойствами.
- API SM — масла, предназначенные для бензиновых двигателей, выпускаемых с 2004 года, обладающие существенно улучшенными антиокислительными, противоизносными, моющими и энергосберегающими свойствами, по сравнению с предыдущими классами.
- API C — категории масел для дизельных двигателей коммерческих автомобилей. В большинстве случаев масла более нового класса одного и того же назначения лучше, чем старого класса. Например масла API CI-4 лучше (и дороже), чем API CH-4 и еще более старых API CF-4. Иногда масло более высокого класса не является во всех отношениях более качественными, особенно если оно другого назначения (например, API CF-4 и API CG-4).
- API CA, CB, CC, CD, CD+, CE — категории признаны недействительными как устаревшие. Выдача лицензий прекращена.
- API CF — категория введена в 1994 году. Масла для двигателей внедорожной техники с распределенным впрыском и работающих на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы.
- API CF-4 — категория введена в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Выдача лицензий прекращена в 2007 году.
- API CG-4 — категория представлена в 1995 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа, использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (введенные в США с 1994 года). Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества дизельного топлива (серы менее 0,05%). В России более 70% дизельного топлива вырабатывается согласно ГОСТ 305-82, содержание серы 0,2%. Некоторые производители (например, Cummins) не рекомендуют применять масла данной категории. Caterpillar для масел с категорией API CG-4 сокращает интервал замены моторного масла.
- API CH-4 — категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа и внедорожной техники. Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (введенные в США с 1998 года). В сравнении с маслами класса CG-4 обладают лучшей способностью предотвращать рост вязкости масла даже при большом накоплении в нем сажи.
- API CI-4 — категория введена в 5 сентября 2002 года масла для 4-тактных дизельных двигателей, отвечающих требованиям экологических стандартов 2002 г. (двигатели с рециркуляцией выхлопных газов). В сравнении с API CH-4 у API CI-4, усилена защита от коррозии, изнашивания (вызванного накоплением сажи), более стабильная вязкость.
- API CI-4 Plus — это немного модифицированный стандарт CI-4, который регламентирует более жесткие требования по саже, низкотемпературным свойствам для автомобилей, оборудованных системой рециркуляцией выхлопных газов. Новая категория качества API CI-4 Plus введена в сентябре 2004 года.
- API CJ-4 — категория введена 15 октября 2006 года. По эксплуатационным характеристикам категория существенно отличается от CI-4 Plus и CI-4 (см. диаграмму). CJ-4 — это самая дорогая в истории API «дизельная» категория.
Система классификации ACEA
В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы — ACEA (Association des Constructeurs Europeens d`Automobiles — Association of European Car Makers), которая взяла на себя функции CCMC (Комитет производителей автомобилей Европейского Общего Рынка), прекратившего свою деятельность в 1996 году. ACEA создала новую систему классификации моторных масел, которая заменила систему CCMC. Оценка качества масел стала производиться, в основном, по европейским методам испытаний, разработанным Европейским координационным советом CEC.
ACEA с ноября 2004 года ввела в действие новую классификацию моторных масел, которая существенно отличается от действовавшей ранее. Главные отличия новой классификации ACEA:
- Классы A и B объединены в новый A/B, к которому относятся универсальные масла, предназначенные для бензиновых двигателей, а также для дизелей легковых автомобилей и легких транспортных средств.
- Введен новый класс С. Масла этого класса отличаются хорошей совместимостью с агрегатами обезвреживания отработавших газов (каталитическими дожигателями оксида углерода и углеводородов, сажевыми фильтрами и нейтрализаторами оксидов азота). Масла всех категорий класса С по эксплуатационным свойствам идентичны маслам категории A5/B5-04, но отличаются от них нормированием содержания серы, фосфора и существенно меньшей сульфатной зольностью.
- Из класса E исключены категории E3-96 и E5-02. Введенные в него новые категории E6-04 и E7-04 отличаются хорошей совместимостью масел, особенно E6-04, с агрегатами обезвреживания отработавших газов.
Классификация моторных масел по ACEA:
Класс ACEA A/B
- Категория A1/B1-04. Масла предназначены для бензиновых двигателей и дизелей легких транспортных средств, в которых возможно применение масел, снижающих трение, маловязких при высоких температуре и скорости сдвига. Могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
- Категория A3/B3-04. Масла стойки к механической деструкции при высоком уровне эксплуатационных свойств. Предназначены для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легких транспортных средств и (или) для эксплуатации с увеличенными интервалами между сменами масла по рекомендациям изготовителей двигателей, и (или) для эксплуатации в особо тяжелых условиях, и (или) для всесезонного применения при малой вязкости.
- Категория A3/B4-04. Масла стойки к механической деструкции при высоком уровне эксплуатационных свойств. Предназначены для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей с непосредственным впрыском топлива.
- Категория A5/B5-04. Масла стойки к механической деструкции. Предназначены для эксплуатации с увеличенными интервалами между сменами масла в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно применение масел, снижающих трение, маловязких при высоких температуре и скорости сдвига. Могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
Класс ACEA С
- Категория С1-04. Масла стойки к механической деструкции, совместимы с агрегатами обезвреживания отработавших газов, увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов, дают экономию топлива, имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы. Предназначены для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Пригодны для двигателей, в которых возможно применение масел, снижающих трение, маловязких при высоких температуре и скорости сдвига. Могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
- Категория С2-04. Масла стойки к механической деструкции, совместимы с агрегатами обезвреживания отработавших газов, увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов, дают экономию топлива. Предназначены для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Пригодны для двигателей, в которых возможно применение масел, снижающих трение, маловязких при высоких температуре и скорости сдвига. Могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
- Категория С3-04. Масла стойки к механической деструкции. Предназначены для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Увеличивают срок службы последних.
Класс ACEA E
- Категория E2-96 (выпуск 5). Имеют стандартный уровень эксплуатационных свойств. Предназначены для дизелей без наддува и с турбонаддувом, эксплуатируемых с нормальным интервалом между сменами масла.
- Категория E4-99 (выпуск 3). Масла стойки к механической деструкции и старению, обеспечивают высокую чистоту и малый износ поршней, предотвращают негативное влияние сажи на свои свойства. Рекомендованы для высокооборотных дизелей, удовлетворяющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. Применимы при отсутствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией отработавших газов с системой катализаторов для снижения содержания оксидов азота.
- Категория E6. Масла стойки к механической деструкции и старению, обеспечивают высокую чистоту и малый износ поршней, предотвращают негативное влияние сажи на свои свойства. Рекомендованы для высокооборотных дизелей, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. Пригодны для использования в двигателях с рециркуляцией отработавших газов при наличии или отсутствии сажевых фильтров и системы катализаторов для снижения содержания оксидов азота. Следует применять в сочетании с малосернистым (не более 0,005%) дизельным топливом. В России более 70% дизельного топлива вырабатывается согласно ГОСТ 305-82, содержание серы 0,2%!
- Категория E7. Масла стойки к механической деструкции, обеспечивают высокую чистоту поршней, предотвращают полировку цилиндра, обладают высокими противоизносными свойствами, стойки к старению, предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи на свои свойства. Рекомендованы для высокооборотных дизелей, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. Применимы в автомобилях без сажевых фильтров и в большей части двигателей, имеющих систему рециркуляции отработавших газов и систему катализаторов для снижения содержания оксидов азота.
Система классификации JASO
JASO — Japanese Automobile Standards Organization (Японская организация автомобильных стандартов).
JASO DH-1 — спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии.
Долгое время японские автопроизводители рекомендовали к применению (за пределами Японии) масла категории API CD. Однако на сегодняшний день ни одна из спецификаций API не учитывает требования к качеству моторных масел для японских дизельных двигателей с низким уровнем токсичности отработанных газов. По этой причине была создана дополнительная категория API CD+, а проект новой категории так и не был осуществлен. Японская организация автомобильных стандартов (JASO) приняла решение о создании собственной спецификации на моторные масла для дизельных двигателей японского производства. Необходимость в отдельной спецификации объясняется несколькими причинами:
- Высокая степень износа деталей клапанного механизма при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах API CG-4). Для измерения защиты от износа проводятся испытания на японском двигателе Mitsubishi 4D34T4.
- Высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в японских двигателях располагается ниже, чем в европейских и американских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже. Для соответствия реальным температурным условиям измерения отложений на поршне планируется проводить на двигателе Nissan TD25.
- Третьей основной причиной для принятия новой спецификации является распространение японских двигателей с системой повторного сжигания отработанных газов (EGR). EGR способствует увеличению количества кислот сгорания, что может значительно усилить коррозионный износ. По этой причине в спецификацию JASO DH-1 включены требования по минимальному значению TBN (щелочное число) — не менее 10 по методу ASTM D4739.
JASO DH-2 и JASO DL-1 следует применять в сочетании с малосернистым (не более 0,005%) дизельным топливом. В России более 70% дизельного топлива вырабатывается согласно ГОСТ 305-82, содержание серы 0,2%. Т.е. применение масел с этими спецификациями может привести к «срабатыванию» присадок ранее установленного срока замены моторного масла.
Brand Name | Submitter Name | Oil Code | Classification | Viscosity Grade |
---|---|---|---|---|
Vantage Run Away | AUTOBACS SEVEN Co., LTD | D081ABS001 | DH-1 | 10W30 |
Vantage Diesel Extra | AUTOBACS SEVEN Co., LTD | D081ABS002 | DH-1 | 15W40 |
Lubrolene Super Diesel CF-4 | AOKI SCIENCE INSTITUTE CO., LTD | D081ASI001 | DH-1 | 10W30 |
Future 1030 | BARDAHL PLANNING CO.,LTD. | D081BAP001 | DH-2 | 10W30 |
DELO 400 Multigrade | Caltex, CHEVRON | D065CIP552 | DH-1 | 15W40 |
DELO CXJ | Caltex, CHEVRON | D065CSL451 | DH-1 | 40 |
DELO CXJ Multigrade | Caltex, CHEVRON | D065CSL452 | DH-1 | 15W40 |
DELO CXJ Multigrade | Caltex, CHEVRON | D065CSL453 | DH-1 | 20W50 |
ORIX PREMIUM DIESEL ENGINE OIL DH-2 | Castrol K.K. | D081CKK201 | DH-2 | 10W30 |
COSMO DIESEL RYUSEI | COSMO OIL LUBRICANTS CO., LTD. | D081CLC003 | DH-1 | 10W30 |
COSMO DIESEL RYUSEI | COSMO OIL LUBRICANTS CO., LTD. | D081CLC004 | DH-1 | 15W40 |
COSMO ECO DIESEL SUISEI | COSMO OIL LUBRICANTS CO., LTD. | D081CLC005 | DH-2 | 10W30 |
COSMO ECO DIESEL SUISEI | COSMO OIL LUBRICANTS CO., LTD. | D081CLC006 | DH-2 | 15W40 |
COSMO ECO DIESEL KAISEI | COSMO OIL LUBRICANTS CO., LTD. | D081CLC007 | DH-2 | 10W30 |
COSMO ECO DIESEL KAISEI | COSMO OIL LUBRICANTS CO., LTD. | D081CLC008 | DH-2 | 15W40 |
Techno Power Premium CF-4 | Empire Motor Co.,Ltd. | D081EMC001 | DH-1 | 10W30 |
Techno Power Premium CF-4 | Empire Motor Co.,Ltd. | D081EMC002 | DH-1 | 15W40 |
Techno Power New Clean Diesel | Empire Motor Co.,Ltd. | D081EMC003 | DH-2 | 10W30 |
Techno Power New Clean Diesel | Empire Motor Co.,Ltd. | D081EMC004 | DH-2 | 15W40 |
Essolube XTJ 10W-30 | ExxonMobil Yugen Kaisha | D081EMK001 | DH-1 | 10W30 |
Essolube XTJ 15W-40 | ExxonMobil Yugen Kaisha | D081EMK002 | DH-1 | 15W40 |
Mobil Delvac 1 | ExxonMobil Yugen Kaisha | D081EMK007 | DH-1 | 5W40 |
Mobil Delvac MX 10W-30 | ExxonMobil Yugen Kaisha | D081EMK008 | DH-1 | 10W30 |
Mobil Delvac Super DH-2 10W-30 | ExxonMobil Yugen Kaisha | D081EMK009 | DH-2 | 10W30 |
Mobil Delvac Super DH-2 15W-40 | ExxonMobil Yugen Kaisha | D081EMK010 | DH-2 | 15W40 |
GENESIS DIESEL10W-30 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE101 | DH-1 | 10W30 |
DIESELCF/DH-110W-30 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE102 | DH-1 | 10W30 |
FUKKOL POWER SUPER CF-4/DH-1 10W-30 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE103 | DH-1 | 10W30 |
LOTAS CF-4 10W-30 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE104 | DH-1 | 10W30 |
GENESIS CLEAN DIESEL 10W-30 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE106 | DH-2 | 10W30 |
GENESIS DIESEL15W40 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE201 | DH-1 | 15W40 |
DIESELCF/DH-115W-40 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE202 | DH-1 | 15W40 |
FUKKOL POWER SUPER CF-4/DH-1 15W-40 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE203 | DH-1 | 15W40 |
GENESIS CLEAN DIESEL 15W-40 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE204 | DH-2 | 15W40 |
LOTAS CF-4 15W-40 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE205 | DH-1 | 15W40 |
DIESEL DH-2 30 | NIPPON OIL CORPORATION | D081ENE301 | DH-2 | 30 |
MAHHA CF-4 HYPER DIESEL | FUJI KOSAN Co., LTD | D081FKK004 | DH-1 | 10W30 |
SUPER WIDE DH-1 15W-40 | Hitachi Construction Machinery Co., Ltd. | D081HCM001 | DH-1 | 15W40 |
SUPER WIDE DH-1 15W-40 | Hitachi Construction Machinery Co., Ltd. | D081HCM002 | DH-1 | 15W40 |
SUPER WIDE DH-1 10W-30 | Hitachi Construction Machinery Co., Ltd. | D081HCM003 | DH-1 | 10W30 |
Hokuren Agri-Pro HG-D 5W-30 | Hokuren Agricultural Cooperative Federation | D081HKR004 | DH-1 | 5W30 |
Hokuren Adore Pro E D-Excell | Hokuren Agricultural Cooperative Federation | D081HKR005 | DH-1 | 10W30 |
Hokuren Agri-Pro HGD 15W-40 | Hokuren Agricultural Cooperative Federation | D081HKR202 | DH-2 | 15W40 |
Hokuren Agri-Pro HGD 10W-30 | Hokuren Agricultural Cooperative Federation | D081HKR203 | DH-2 | 10W30 |
Hokuren Adore Pro ED 10W-30 | Hokuren Agricultural Cooperative Federation | D081HKR206 | DH-1 | 10W30 |
HINO Hi-Line DH-1 | Hino Motors, LTD. | D081HNM001 | DH-1 | 10W30 |
Hino Genuine Motor Oil | Hino Motors, LTD. | D081HNM002 | DH-1 | 15W40 |
HINO Blue Ribbon e-PRO SUPER | Hino Motors, LTD. | D081HNM003 | DH-2 | 30 |
HINO Blue Ribbon e-PRO SUPER | Hino Motors, LTD. | D081HNM004 | DH-2 | 40 |
HINO Blue Ribbon e-PRO EXTRA | Hino Motors, LTD. | D081HNM005 | DH-2 | 10W30 |
HINO Blue Ribbon e-PRO SUPER | Hino Motors, LTD. | D081HNM007 | DH-2 | 30 |
HINO Blue Ribbon e-PRO EXTRA | Hino Motors, LTD. | D081HNM008 | DH-2 | 10W30 |
HINO Blue Ribbon e-PRO SUPER | Hino Motors, LTD. | D081HNM009 | DH-2 | 30 |
HINO Blue Ribbon e-PRO EXTRA | Hino Motors, LTD. | D081HNM010 | DH-2 | 10W30 |
HINO Blue Ribbon e-PRO EXTRA | Hino Motors, LTD. | D081HNM012 | DH-2 | 10W30 |
APOLLOIL EX DH-1 10W-40 | IDEMITSU KOSAN CO., LTD. | D081IKC001 | DH-1 | 10W40 |
APOLLOIL TOUGH RUNNER DH-1 10W-30 | IDEMITSU KOSAN CO., LTD. | D081IKC002 | DH-1 | 10W30 |
APOLLOIL TOUGH RUNNER DH-1 15W-40 | IDEMITSU KOSAN CO., LTD. | D081IKC003 | DH-1 | 15W40 |
APOLLOIL MULTI RUNNER DH-1 10W-30 | IDEMITSU KOSAN CO., LTD. | D081IKC004 | DH-1 | 10W30 |
APOLLOIL MULTI RUNNER DH-1 15W-40 | IDEMITSU KOSAN CO., LTD. | D081IKC005 | DH-1 | 15W40 |
APOLLOIL EX DH-2 10W-40 | IDEMITSU KOSAN CO., LTD. | D081IKC201 | DH-2 | 10W40 |
APOLLOIL CLEAN RUNNER DH-2 10W-30 | IDEMITSU KOSAN CO., LTD. | D081IKC202 | DH-2 | 10W30 |
APOLLOIL CLEAN RUNNER DH-2 15W-40 | IDEMITSU KOSAN CO., LTD. | D081IKC203 | DH-2 | 15W40 |
JOMO DELSTAR FX 10W-30 | JAPAN ENERGY CORPORATION | D081JEC111 | DH-1 | 10W30 |
JOMO DELSTAR FX 15W-40 | JAPAN ENERGY CORPORATION | D081JEC121 | DH-1 | 15W40 |
JOMO DELSTAR HX 10W-30 | JAPAN ENERGY CORPORATION | D081JEC211 | DH-1 | 10W30 |
JOMO DELSTAR HX 15W-40 | JAPAN ENERGY CORPORATION | D081JEC221 | DH-1 | 15W40 |
JOMO DELSTAR DH-2 15W-40 | JAPAN ENERGY CORPORATION | D081JEC321 | DH-2 | 15W40 |
JOMO DELSTAR DH-2 30 | JAPAN ENERGY CORPORATION | D081JEC331 | DH-2 | 30 |
JOMO DELSTAR DH-2 LD 10W-30 | JAPAN ENERGY CORPORATION | D081JEC411 | DH-2 | 10W30 |
JOMO DELSTAR DH-2 LD 15W-40 | JAPAN ENERGY CORPORATION | D081JEC421 | DH-2 | 15W40 |
Super Multi Engine Oil DH-1 | Kobelco Construction Machinery Co., Ltd. | D081KCM001 | DH-1 | 10W30 |
KOMATSU GENUINE OIL EO30-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT101 | DH-1 | 30 |
KOMATSU GENUINE OIL EO10W30-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT102 | DH-1 | 10W30 |
KOMATSU GENUINE OIL EO15W40-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT103 | DH-1 | 15W40 |
KOMATSU GENUINE OIL EO15W40-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT104 | DH-1 | 15W40 |
KOMATSU GENUINE OIL EO30-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT201 | DH-1 | 30 |
KOMATSU GENUINE OIL EO10W30-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT202 | DH-1 | 10W30 |
KOMATSU GENUINE OIL EO15W40-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT203 | DH-1 | 15W40 |
KOMATSU GENUINE OIL EO15W40-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT303 | DH-1 | 15W40 |
KOMATSU GENUINE OIL EO15W40-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT304 | DH-1 | 15W40 |
KOMATSU GENUINE OIL EO15W40-DH | Komatsu Ltd. | D081KMT306 | DH-1 | 15W40 |
ORION ProTECT-D CF/DH-1 | Kyokuto Oil Co. LTD. | D081KTO001 | DH-1 | 15W40 |
ORION ECO-FINE DII | Kyokuto Oil Co. LTD. | D081KTO002 | DH-2 | 10W30 |
ORION ECO-FINE DII | Kyokuto Oil Co. LTD. | D081KTO003 | DH-2 | 15W40 |
FUSO ENGINE OIL SUPER CF-4 10W-30 | MITSUBISHI FUSO TRUCK & BUS CORP. | D081MFT001 | DH-1 | 10W30 |
FUSO ENGINE OIL SUPER CF-4 15W-40 | MITSUBISHI FUSO TRUCK & BUS CORP. | D081MFT002 | DH-1 | 15W40 |
FUSO ENGINE OIL SUPER CF-4 10W-30 | MITSUBISHI FUSO TRUCK & BUS CORP. | D081MFT101 | DH-1 | 10W30 |
DIESEL OIL EXTRA DL-1 | Mazda Motor Corporation. | D081MZD001 | DL-1 | 5W30 |
Motorcraft DH-2 10W-30 | Mazda Motor Corporation. | D081MZD002 | DH-2 | 10W30 |
Senza Diesel Excellence SZ103 | NAP CHAIN Co., LTD. | D081NAP001 | DH-1 | 10W30 |
NICO DH Clean | NIHON KOJUN CO., LTD. | D081NKK001 | DH-1 | 10W30 |
NICO DH Clean | NIHON KOJUN CO., LTD. | D081NKK002 | DH-1 | 15W40 |
NICO DH-2 Clean | NIHON KOJUN CO., LTD. | D081NKK501 | DH-2 | 10W30 |
NICO DH-2 Clean | NIHON KOJUN CO., LTD. | D081NKK502 | DH-2 | 15W40 |
NISSAN CF-4/DH-1 SPECIAL 10W-30 | NISSAN MOTOR Co., Ltd | D081NML001 | DH-1 | 10W30 |
NISSAN CF-4/DH-1 TURBO X 10W-30 | NISSAN MOTOR Co., Ltd | D081NML002 | DH-1 | 10W30 |
Olbia | OSAKA CHEMICAL CO., LTD | D081OSK900 | DH-2 | 15W40 |
Olbia | OSAKA CHEMICAL CO., LTD | D081OSK901 | DH-2 | 10W30 |
GEOZEST DIESEL DH-2 | ROOT CO., LTD. | D081RCL102 | DH-2 | 10W30 |
KEYSTONE MINERAL FOR DIESEL 10W-30 DH-2/CF-4 | NIKKO SANGYO CO., LTD. | D081RIS001 | DH-2 | 10W30 |
KEYSTONE MINERAL FOR DIESEL 15W-40 DH-2/CF-4 | NIKKO SANGYO CO., LTD. | D081RIS002 | DH-2 | 15W40 |
Sigma Power Selection DH-2/CF-4 10W30 | SANYU KAGAKU KOGYO CO., LTD | D081SCI001 | DH-2 | 10W30 |
Sigma Power Selection DH-2/CF-4 15W40 | SANYU KAGAKU KOGYO CO., LTD | D081SCI002 | DH-2 | 15W40 |
SUPER DIESEL ENGINE OIL CH-4 | SHIN CATERPILLAR MITSUBISHI LTD. | D081SCM002 | DH-1 | 10W30 |
SHELL RIMULA X | Showa Shell Sekiyu K.K. | D081SSS001 | DH-1 | 10W30 |
SHELL RIMULA X | Showa Shell Sekiyu K.K. | D081SSS002 | DH-1 | 15W40 |
RIMULA X | Showa Shell Sekiyu K.K. | D081SSS003 | DH-1 | 10W30 |
RIMULA X | Showa Shell Sekiyu K.K. | D081SSS004 | DH-1 | 15W40 |
SHELL RIMULA LA Extra 10W30 | Showa Shell Sekiyu K.K. | D081SSS201 | DH-2 | 10W30 |
SHELL RIMULA LA Extra 15W40 | Showa Shell Sekiyu K.K. | D081SSS202 | DH-2 | 15W40 |
CASTLE DH-2 | TACTI CORPORATION | D081TAC001 | DH-2 | 10W30 |
UD Extramulti DH-1 | NISSAN DIESEL MOTOR CO.,LTD. | D081UDC001 | DH-1 | 10W30 |
UD Extramulti DH-1 | NISSAN DIESEL MOTOR CO.,LTD. | D081UDC002 | DH-1 | 10W30 |
UD Extramulti DH-2 | NISSAN DIESEL MOTOR CO.,LTD. | D081UDC003 | DH-2 | 10W30 |
MULTI ROAD | Wako Chemical Co., Ltd. | D081WKO004 | DH-2 | 10W30 |
MULTI ROAD | Wako Chemical Co., Ltd. | D081WKO005 | DH-2 | 15W40 |
WAKO'S GREAT ROAD | Wako Chemical Co., Ltd. | D081WKO006 | DH-2 | 15W40 |
MAGMAX RV-X | YELLOW HAT LTD. | D081YHC001 | DH-1 | 10W30 |
MAGMAX Super V | YELLOW HAT LTD. | D081YHC002 | DH-1 | 10W30 |
MAGMAX Diesel RV | YELLOW HAT LTD. | D081YHC003 | DH-1 | 10W30 |
MAGMAX Diesel ECO | YELLOW HAT LTD. | D081YHC004 | DH-2 | 10W30 |
Multi Diesel DH-1 | YANASE SEIYU CO., LTD | D081YSC005 | DH-1 | 10W30 |
Multi Diesel DH-1 | YANASE SEIYU CO., LTD | D081YSC006 | DH-1 | 15W40 |
Multi Diesel DH-2 | YANASE SEIYU CO., LTD | D081YSC007 | DH-2 | 10W30 |
Multi Diesel DH-2 | YANASE SEIYU CO., LTD | D081YSC008 | DH-2 | 15W40 |
BULK-DH-II | ZAHREN INTERNATIONAL CO.,LTD. | D081ZIC001 | DH-2 | 10W30 |
© 2007, Novacode Ltd., All Rights Reserved