ChevronПРОМТЕХМАРКЕТ
Продукция Chevron одобрена и прописана
в картах смазки
всех основных производителей техники:
Из истории развития синтетических моторных масел

Еще сто лет назад никто не мог предвидеть те быстрые изменения, которые принесут в наш мир наука и изобретательство. От ракетных кораблей до микроволн, от силиконовых чипов до клонированной овечки Долли — это был изумительный период истории. Я имею ввиду, что сто лет назад у нас не было даже автозаправочных станций. Или хайвэев. Или спущенных шин.

Одним из изменивших мир изобретений нашего века стало открытие процесса органического синтеза, комбинирования сырьевых компонентов для производства практически неограниченного множества сортов пластмассы, микропленок, синтетических тканей и жидкостей. Через понимание геометрии органических соединений химики могли создавать определенным образом построенные молекулярные структуры для достижения заранее поставленных целей. Ученые осознали, что они могут в действительности улучшать характеристики веществ и материалов, существующих в природе.

Одним из побочных продуктов этого процесса стала разработка синтетического моторного масла. Считается, что первые синтетические гидрокарбонаты были созданы Friedel & Crafts в 1877 году с использованием треххлористого алюминия (трихлорида алюминия) в качестве катализатора. Тем не менее, коммерческое производство синтетических гидрокарбонатов было предпринято только в 1929 году Standard Oil (в состав треста входили нынешнее — Mobil, Chevron, Texaco, Exxon, Amoco и др.) в Индиане. Что неудивительно, новый продукт первоначально не пользовался спросом, и эта первая попытка вывода на рынок синтетических смазочных материалов была коммерческой неудачей (возможно, между этим событием и коллапсом рынка сырья в том же году нет связи).

Восемь лет спустя бал произведен первый PAO (англ.) — синтетический продукт на основе полимеризации олефинов. Кроме того, в 1937 Конгресс Авиастроителей в Цюрихе заинтересовался технологией смазочных материалов на основе сложных эфиров. С 1938 по 1944 года тысячи видов сложных эфиров прошли оценку в Германии с прекрасными результатами. В США составы на основе эфиров также разрабатывались в Военно-Морской Исследовательской Лаборатории Соединенных Штатов и были предоставлены к применению в военной авиации в течении 1940-х.

В это время ученых хорошо финансировали, и были достигнуты существенные успехи в новых процессах синтезирования. Но, как это часто бывает, существование «усовершенствованной мышеловки» отнюдь не всегда приводило к ее удачному коммерческому освоению.

Именно космический век помог сформировать более достойную оценку преимуществ синтетических смазочных материалов. Реактивные двигатели подняли планку требований для смазок. Требования работы современных реактивных двигателей в условиях высоких скоростей, больших диапазонов высоких и низких температур создавали необходимость нового вида смазочных материалов.

Сразу после войны мы наблюдали первое применение диэфиров (англ. diester) британцами в турбовинтовом двигателе для работы в условиях высоких температур. И с конца сороковых до начала семидесятых были разработаны различные синтетические жидкости для удовлетворения спроса на новые и более эффективные высокопроизводительные двигатели и машины.

Из-за очевидных преимуществ использования в холодную погоду синтетического масла для реактивных двигателей не составило труда найти нескольких пилотов-частников для экспериментов с этим маслом в их автомобилях. Военные платили по тридцать пять долларов за кварту синтетического масла в те дни, и даже использованное масло для реактивного двигателя показалось достаточно чистым для некоторых пилотов в штате Аляска и в других местах для того, чтобы смешать его с их моторным маслом с целью облегчить запуск мотора в холодную погоду.

Один из таких экспериментаторов обратился к более системному подходу. В середине 1960-х подполковник Альберт И. Аматуцио, командир эскадрильи реактивных истребителей на авиабазе в северной Миннесоте, подобно другим, познакомился с этими «необычными» смазками, которые обеспечивали защиту двигателей реактивных самолетов, на которых он летал. Он начал научно-исследовательскую работу, которая, в конечном счете, стала работой его жизни и второй карьерой.

Сначала усилия Аматуцио были направлены на улучшение характеристик масел на нефтяной основе.

В конце концов Аматуцио осознал необходимость начинать с синтетической базовой основы для того, чтобы создать свою идеальную смазку с самых основ. Его поиски привели его к Monsanto, Drew Chemical Corporation и Hatco. Именно в Drew Chemical Corporation были разработаны и запатентованы первые ПАО в сотрудничестве с Mobil Chemical в 1958 году. Jet Engine Oil II, продукт Mobil Oil (масло для реактивных двигателей), в качестве базы основывался на жидкостях производства Drew Chemical.

Но правда в том, что в автомобилях масло испытывает даже большие нагрузки, чем в реактивном двигателе, потому что двигателю машины, поглощающему воздух из внешней среды, приходится иметь дело с грязью и побочными продуктами сгорания. Проблема была в том, как совместить расширенный диапазон рабочих температур, защиту от износа и срок службы синтетики с условиями эксплуатации в автомобиле. Аматуцио показалось, что он нашел путь.

Как рассказывает Джек Аротта, в настоящее время бизнесмен в Дулуте, штат Миннесота: «Я был первым, кто залил это (специально разработанное стопроцентно синтетическое моторное масло) в совершенно новую машину, в Форд Station Wagon 1966 года. Эл был командиром моей эскадрильи на авиабазе, поэтому я всегда отшучиваюсь, что раз Эл был моим командиром по эскадрильи, то как я мог отказаться залить это, если он мне приказал».

Фактически же, Джек уже в течении более, чем года заливал различные синтетические составы Эла в свои предыдущие машины, поэтому он не чувствовал, что особо рискует своим автомобилем. После еще нескольких лет доводки формулы было создано AMZOIL (Аматуцио-ойл), которое стало первым 100%-ным синтетическим моторным маслом на основе полиэфиров, прошедшем тесты на соответствие нормам API (Американского Института Нефти) и получившим сертификат соответствия по API в 1972 году.

В следующем году Mobil Oil вывела на рынок первое моторное масло на основе ПАО (полиальфаолиолефинов), а в 1975 году начала тестовый вывод на рынок синтетического продукта на базе ПАО в США, который получил название Mobil 1.

Со временем все большее количество потребителей узнавало о тех преимуществах, которые давали рабочие характеристики синтетики. Интерес рос по мере того, как разрабатывались дополнительные продукты от синтетического дизельного масла до двухтактных масел, от синтетических трансмиссионных жидкостей до смазок для ходовой части. С ростом емкости рынка все больше компаний вносили свой вклад разработку базовых масел и новых технологий, среди них Gulf Oil Company (со времени приобретения ее Chevron), Chevron Corporation, Amoco, Ethyl Corporation, Exxon, Henkel, Castrol, Uniroyal, Lubrizol, Neste Chemical, and Texaco (c 2000 года принадлежит Chevron).

К середине девяностых практически каждая производящая масла компания имеет в своей линейке товаров (high end) синтетическое моторное масло, но лишь немногие компании по-настоящему занимаются их продвижением. Тем не менее, синтетические смазочные материалы на сегодняшний момент самый быстрорастущий сегмент рынка производства и продажи масел, и в этом качестве они определенно собираются пройти длинную дистанцию.

Chevron Car
Подготовлено:
Сергей Узиков
usauzik@mail.ru
Valid XHTML 1.0 Strict
Красноярский край, г.Красноярск, переулок Телевизорный, 3. 7 391 2921 550, 913 865. motor-test@motor-test.ru
© 2007, Novacode Ltd., All Rights Reserved